Вернейший показатель того, кто прав, а кто брешет - это культура. Ни одна война последних тридцати лет, которую вела Россия, не оставила культурного следа. Максимум, на который оказались способны причастные - это дворовой шансон и трехаккордная авторская песня.
Так было и во Вторую Мировую. Третий Рейх пел или одинаково картонные марши, или с***женные песни - та же "Стража на Рейне", например, или "Черный отряд Флориана Гайера" (а вот она, отличная песня времен Крестьянской войны).
Никакого сравнения с огромным количеством советских, польских, французских, еврейских авторских и народных песен.
В Гражданскую белые и красные тащили песни друг у друга - скажем, "По долинам и по взгорьям", в девичестве марш неизвестного автора времен Первой мировой, который успел с тех пор побывать "Маршем Сибирского полка", "Дроздовским маршем", махновским и маршем дальневосточных партизан.
И вот теперь мы слышим и видим на ютьюбе мощный поток украинских песен - и старинных, чуть ли не 17 века, и более поздних, и совершенно новых. В киевском метро во время тревоги кучка пожилых людей без всякой подготовки поет "Ой у лузи червона калина", на ходу раскладывая на голоса - от сопрано до баритонов.
Солдат Юрий Городецкий поет а-капелла или под минусовку с телефона за рулем или где-то в расположении части.
Количество исполнений иронично-ядовитого хита "Байрактар" зашкаливает - а вот хотя бы так:
Ютьюб полон случайных, абы как заснятых на смартфоны стихийных концертов, когда просто в скоплении людей кто-то запевает - и заканчивается все хором.
Россия не поет. Нечего петь - и некому. Ни блатной шансон, ни песни из кинофильмов, ни репертуар Кобзона не годятся.
Я вижу проявление божественного Логоса в том, что в России сейчас не поют и песен Той Самой войны - которую российская верхушка пытается разыграть как свою козырную карту. Но нет, никто не поет на улицах: "Здесь птицы не поют, деревья не растут, и только мы плечом к плечу врастаем в землю тут". Потому что это фальшиво, как скрежет гвоздя по стеклу, и даже у продажных подтанцовщиков со сцены в Лужниках не выходит поднять зал.
Логос нельзя обмануть. Нельзя подкупить. Нельзя сымитировать. Тот, кто лжет, обречен на фальшь, на немоту, на утрату голоса.
Поэтому в Украине поют песню, которая неразрывно связана с великой войной. Только поют ее вот так:
! Орфография и стилистика автора сохранены