Новосибирского историка Сергея Чернышова вызвали в Следственный комитет в связи с критическим постом в отношении Ледового побоища и Александра Невского. В этой истории самое интересное – это общественная реакция постфактум. Сейчас коллеги Чернышова крайне удивлены подобным развитием событий, но оно было фактически предопределено, когда еще в 2014 году в УК РФ была внесена статья "Реабилитация нацизма". В ней, в частности, предусмотрен запрет распространения "выражающих явное неуважение к обществу сведений о днях воинской славы и памятных датах России, связанных с защитой Отечества". В нынешнем году в нее было внесено дополнение, криминализирующее также "оскорбление памяти защитников Отечества, унижение чести и достоинства ветерана Великой Отечественной войны". Но оно лишь расширяет число поводов, по которым можно привлечь к уголовной ответственности.

Другое дело, что с 2014 года статья о реабилитации нацизма применялась только в связи с событиями Второй мировой войны, а норма о днях воинской славы оставалась спящей. Но сейчас она актуализирована, так как день Ледового побоища относится к таким датам. Как и Куликовской, и Бородинской битв, и ряда других сражений.

В 2014-м казалось странным, что правоохранительные органы действительно обратятся к событиям глубокой истории. Но сейчас тема политики памяти становится все более острой и значимой для власти, стремящейся отстоять свое нормативное представление об отечественной истории, основанное на сочетании элементов имперской и советской традиций. Ледовое побоище занимает важное место в обеих, а Александр Невский позиционируется сейчас как объединяющий символ для страны.

Поэтому вызов историка к следователю вписывается в тренд. Плюс всегда есть инициативные граждане, готовые сигнализировать об оскорблении их патриотических чувств – так что практика решения исторических споров правоохранителями может быть продолжена. Вообще, неплохо было бы провести анализ спящих норм в российских законах – чтобы знать, к чему можно готовиться.

Алексей Макаркин

t.me

! Орфография и стилистика автора сохранены