Ночь с 30 апреля по 1 мая невероятно важна для народов от Ирландии до России и Украины. Казалось бы, в предыдущие месяцы уже столько раз прогоняли зиму– сжигали Масленицу, устраивали карнавалы, а почему-то еще раз надо отпраздновать начало очередного витка новой жизни.
Майское дерево — символ вечного обновления — устанавливали и украшали с вечера 30 апреля. В Ирландии и Шотландии на холмах разжигали огромные огни, во многих местах — украшали дома. Как замечательно писал один англичанин в XVII веке: "В канун праздника мая каждая семья ставит перед дверью дома зеленый куст, усыпанный желтыми цветами, которые в изобилии растут на лугах. Там, где леса много, воздвигают высокие стройные деревья, и те стоят перед домами почти целый год. Чужеземец может легко вообразить, что это вывески торговцев пивом и что все дома являются пивными".
Судя по этой записи в Англии пивные отмечали зелеными ветками — так же, как в России в XVIII веке еловые ветки ( тоже символы вечной жизни) вешали на дверях кабаков, и было даже выражение "упасть под елкой" — ужасно напиться. Похоже, что обильные возлияния тоже как-то связаны с вечным цветением природы.
Молодежь с вечера шла в лес, приносила зеленые ветки и украшала ими двери домов, где-то носили по домам наряженную куклу, где-то выбирали Майского короля и королеву, которые на следующий день, во время бурного празднования 1 мая, должны были возглавлять веселье.
Как с яростью писал в XVI веке один строгий пуританин, "все молодые люди, девушки, пожилые люди и их жены отправляются ночью в леса, в рощи, в горы и на холмы, где всю ночь проводят в приятных забавах. А утром они возвращаются, принося с собой для украшения своих сборищ березу и ветки деревьев. Но величайшее сокровище, которое они приносят с собой, — это Майское дерево: они с великим почтением вносят его в деревню. Двадцать или сорок пар быков (концы их рогов перевязаны букетами цветов) втаскивают Майское дерево, этого смердящего идола, увитого цветами и травами, перевязанного от основания до вершины веревками, а иногда разукрашенного разными цветами, за ним с великим благоговением следуют сотни две-три мужчин, женщин и детей. Воздвигнув это дерево с развевающимися платками и флагами, они покрывают землю вокруг соломой, обвязывают вокруг него зеленые ветви, а рядом с ним строят летние домики и беседки. А потом они начинают плясать вокруг него, как язычники при освящении идолов, которых они берут за образец. Я слышал от людей весьма почтенных и заслуживающих доверия, что едва ли одна треть из ушедших в лес сорока, шестидесяти или ста девушек возвращалась домой столь же целомудренной".
Наверное, древние языческие обряды, сохранившиеся в христианской Европе, и породили представления о том, что в ночь с 30 апреля на 1 мая ведьмы летят на шабаш — в славянских странах на Лысую гору, а в Германии, с легкой руки Гёте, на гору Броккен.
1 мая — день целомудренной святой VIII века, Вальбурги Хайденхаймской, которая уже с 11 лет жила в монастыре в Англии, а затем перебралась в Германию, где умиротворила нападавших на нее взбесившихся собак, накормила голодного ребенка тремя колосками и исцелила умиравшую женщину. Но ночь перед днем святой Вальбурги стала той самой "Вальпургиевой ночью", когда ведьмы ужас что вытворяют.
Но почему-то никто особенно этой апрельско-майской нечистой силы не боялся, повсюду молодежь веселилась, тем самым магическим образом обеспечивая миру радость и процветание в наступавшую летнюю пору.
В этом году с Вальпургиевой ночью будет сложновато — ни на шабаш не полететь, ни Майское дерево не воздвигнуть. Но будем все-таки надеяться, что вечные силы природы помогут нашему больному миру, лето настанет, болезни отступят, самоизоляция кончится и начнется радостная жизнь — можно будет ходить в лес, петь, плясать и веселиться. Ну, а желающие смогут даже учинить шабаш без всякого соблюдения социальной дистанции.
! Орфография и стилистика автора сохранены