Информационная машина Кремля устроена достаточно просто. Редакторам телеканалов регулярно раздаются темники о том, что и в каком ключе освещать. Параллельно действует цензура, которая ограничивает распространение неугодных мнений. Дополнительно применяются точечные репрессии, целью которых является создание атмосферы для самоцензуры.
Государственные агентства регулярно проводят социсследования, чтобы понимать, какие месседжи пропаганды попали в цель, а какие прошли мимо. Сообщения корректируются, и механизм запускается по новой. Так каждые 7-10 дней. Население уже привыкло к основным маркерам пропаганды и одинаково хорошо реагирует на "фашизм" в Грузии, Молдове или Украине.
С развитием соцсетей, информационные войска начали осваивать Рунет. "Новостные" сайты публикуют фейки, тролли постят комментарии из методичек, бот-сети рассылают жалобы на оппозиционные странички, Роскомнадзор блокирует оппозиционные сайты, а СК сажает за оппозиционные репосты. Эффективность мониторится каждые 15 секунд миллионами ботов "Авeниpа".
У подобных технологий существует предел эффективности. Дело в том, что разные люди по разному реагируют на одни и те же месседжи. Поэтому, для получения эффекта, пропаганду приходится делать тотальной. Например, в мае 2014 года выражение "правый сектор" звучало по кремлевским каналам 350 раз в сутки. Но такой напор невозможно поддерживать постоянно.
С развитием big data стартовал новый виток информационных технологий. Теперь можно строить психологические профили пользователей и таргетировать сообщения на каждую конкретную группу. Но для этого уже недостаточно методичек 60-х годов прошлого века. Для этого нужен искусственный интеллект, который способен анализировать большие данные и ежедневно создавать тысячи сообщений.
В этом месяце появилась информация о том, что Сбербанк и Старая площадь планируют запустить тестовый проект с использованием big data и искусственного интеллекта. Цель - улучшить манипулирование экономическим и политическим поведением подведомственного населения. С легкой руки Костя Гаазе этот механизм получил название "экономика подпихивания".
Гаазе скорее всего имел ввиду кремлевскую интерпретацию бихевиаристической экономики. Там существует понятие "подталкивание". От "подпихивания" оно отличается тем, что людей подталкивают к рациональному поведению в собственных интересах. А целью "подпихивания" является действие в интересах Кремля. По этой же причине новое начинание Старой площади не будет работать.
! Орфография и стилистика автора сохранены