Не думаю, что нужно это оправдание, по крайней мере мне. Но ведь некоторые из читающих обязательно об этом спросят и сами себе ответят – при этом ложь. Так вот, я имею право говорить о войне не меньшее, чем все остальные, кто об этом сейчас говорит. Один дед у меня погиб в 1941, а второй прошел всю войну и был дважды тяжело ранен. Но я никогда не выйду с их портретами в "бессмертный полк". Почему? Потому что этот день давно превратили в ложь.
Участников войны уже нет – они умерли почти все. Даже те, кто вступил в войну 18-летним в 1945 – им уже должно быть 91. А тем, кто в 1941 – 95. Сколько их? И что страна делает с ними? Она вспоминает о них раз в год. Значит почти все, кого мы сегодня видим с наградами – не участники войны. Кто угодно – труженики тыла, дети войны, но не те, кто воевал. Слушайте, ведь даже тем, кому в 1945 было 5 лет, и поэтому они могут хотя бы что-то помнить, даже если и не понимать, ведь и им уже 77.
Мой дед, который с войны вернулся, умер давно, еще в 1982, но я успел будучи подростком с ним поговорить. Поэтому образ войны у меня есть не только из советского, а тем более сегодняшнего телевизора и кино. А из окопов и с передовой. И в нем, в этом образе – всё не так. Без фальшивого патриотического лоска. Без безудержной ненависти к врагу. Потому что солдаты в окопах понимали – с той стороны такие же, как они. И никто не хотел умирать, покорять и так далее. Все хотели жить, а не биться за мировое величие.
Но власть это не интересовало по обе стороны тогда, как и точно также не интересует сейчас. Поэтому мы видим каждый год 9 мая всё больше истерии и фальши под соусом патриотизма. Кому это нужно и зачем это делается? Это нужно только власти. Поэтому она эксплуатирует именно образ Победы, а не Памяти или Скорби. Но что такое Победа в той войне? Это когда удалось Победить Смерть. Не одним других, не русским немцев, и даже не всем – фашистов, а Смерть, остановить этот безумный поток смертей ради величия.
Только одна страна сегодня продолжает упиваться Своей Победой, своей Великой Победой. Её не очень интересуют жертвы той войны, а когда она их считает, то считает только "своих". Она, эта страна, по-прежнему и весь мир делит на своих и чужих, и с годами – всё больше. Это значит, что главное про ту войну – не понято, та самая одержимость величием, из-за которой и была та война – осталась. И сегодня, самые безумные из патриотов вместо "больше никогда", звучавшего долгие годы после войны в экстазе кричат "можем повторить". Что это? Это и есть безумие.
Поэтому я не выйду в "бессмертный полк". Я уверен – мало кому из тех, чьи портреты сегодня носят их родные – понравился бы этот "парад мертвых". Но это ведь так православно – превращать всё в иконы и мощи. Но еще более я не хочу быть участником укрепления того самого величия, которое и порождает все или почти все войны, как и многое другое зло. Празднование именно Своей Победы и удержание в головах людей этого праздника победы вместо памяти о конце войны, которое мы наблюдаем уже много лет – это удержание того самого разделения на своих и чужих. И я не хочу быть причастным к этому "победобесию".
! Орфография и стилистика автора сохранены