Не перестаешь удивляться участникам кремлевской "тусовки", которые умудряются организовывать всевозможные "инвестиционные форумы" на фоне сохраняющихся низких международных рейтингов и неблагоприятного инвестиционного климата в России.
Не прошло и трёх месяцев с момента 9-го "Инвестиционного форума ВТБ "Капитал" "Россия зовёт!", как в Сочи 16-17 февраля под предводительством Д. Медведева прошло очередное мероприятие на подобную тему — "Российский инвестиционный форум".
Понятно увлечение путинского режима "инвестфорумами" и "конференциями". Ведь уже ни для кого не секрет, что планы и расчеты Путина на появление внутренних источников роста экономики в условиях закономерных санкций пока не сбываются. Последние только высветили отсталую, архаичную модель экономического развития страны, которой придерживается Кремль. Как в России, так и за рубежом всем стало очевидно, что Путин на деле осуществляет политику государственного регулирования экономики с элементами социалистического распределения, а частный бизнес не застрахован от волюнтаризма властей.
На октябрьском прошлого года "Форуме ВТБ" Путин, несмотря на продвинутую аудиторию, не нашел ничего лучшего, как построить свой доклад на ставшем уже привычным перечислении всех "достижений и успехов", заявив, что российская экономика обретает ни много ни мало новое качество, которого не было ещё год назад. Но имитация и очковтирательство кремлевского чекиста особо не подействовали на зарубежных участников, среди которых были известные специалисты в области финансов и инвестиций, главы крупнейших международных корпораций.
Как бы Кремль ни изгалялся в организации всевозможных театрализованных политико-экономических представлений, все же никто пока не отменял запрета на привлечение капвложений, инвестиций и кредитных средств из-за рубежа, который действует в рамках антипутинских санкций. В основе снятия этого болезненного для российской экономики и финансов запрета лежит изменение курса на прекращение агрессии против Украины, восстановление нормальных политических и внешнеэкономических связей с развитыми странами и мировой валютно-финансовой системой, что, соответственно, приведет к улучшению инвестиционно-кредитного рейтинга и инвестиционного климата России.
Однако отмена антипутинских санкций, финансовых и технологических ограничений и других дискриминационных мер, как бы ни желал Кремль, не произойдет быстро и одномоментно. На Западе на этот счёт существует мнение, и оно, в частности, было озвучено накануне, на "Конференции по безопасности в Мюнхене", мининдел Германии З. Габриелем. По его словам, даже если будет нормализована ситуация в Донбассе путем размещения международных миротворческих сил, процесс отмены санкций будет осуществляться пошагово, поэтапно.
Продолжающийся инвестиционный голод на фоне трудностей по поиску внутренних источников накопления, формированию средств госбюджета и слабости банковского сектора в немалой степени обусловили то обстоятельство, что в Сочи Д. Медведев потребовал от министерства финансов увеличить объем выпуска облигаций федерального займа (ОФЗ) для населения до 100 миллиардов рублей.
Медведев убежден, что инструмент ОФЗ для физических лиц хорошо себя зарекомендовал, в качестве доказательства он привел тот факт, что первый выпуск на 30 миллиардов рублей был раскуплен очень быстро. "Первая же эмиссия была раскуплена очень быстро. В итоге граждане нашей страны приобрели ОФЗ на сумму порядка 30 миллиардов рублей. Мы видим, что люди доверяют этим ценным бумагам в силу их надежности и доходности разумной", — сказал премьер.
Также он призвал российские регионы последовать примеру федерального правительства и начать выпускать собственные облигации: "Считаю правильным распространить эту практику и на региональный уровень. Чтобы субъекты федерации были заинтересованы в выпуске своих ценных бумаг для физлиц. Тем более такой опыт уже есть у десяти регионов", — дал "ценный" совет Медведев, забыв при этом повторить свою коронную фразу — "Денег нет, но вы держитесь".
Мало того, что лживой псевдопатриотической шовинистической пропагандой развращается собственное население, обанкротившийся кремлёвский режим ещё пытается привлечь его к финансированию авантюристического воинственного курса. Однако, говоря о том, что люди доверяют ценным бумагам, Медведев, мягко говоря, соврал.
Минфиновцы, видимо, из-за боязни не напомнили ему в Сочи о том, что если первый выпуск ОФЗ для населения весной прошлого года на 30 миллиардов рублей в целом активно скупали, то второй выпуск — в сентябре на 15 миллиардов рублей — пользуется меньшей популярностью и его пытаются продать до сих пор.
Хотя 100 млрд рублей ценных бумаг — относительно небольшая сумма по сравнению с общим объемом государственных финансов, затратами госбюджета России, тем не менее они, наряду с уже выпущенными облигациями, потенциально увеличивают размер внутреннего госдолга, дополняют и без того немалые долговые обязательства Минфина.
К этим "достижениям" внутренней финансовой политики следует добавить и тот факт, что Путин и его финансово-экономический обслуга, включая прежде всего Медведева, перестали бравировать тем, что за время "сытых" годов были созданы т.н. резервные фонды, которые, дескать, обеспечивают необходимую "подушку безопасности" на случай экономического форс-мажора.
Между тем, как показали последующие события, на эти фонды буквально набросились, как собаки на кость, приближенные к режиму крупные госкомпании, корпорации и банки, которые оказались неэффективными под "прессом" санкций, что в совокупности с другими неблагоприятными факторами привело к исчерпанию Резервного фонда. В январе этого года в Минфине отчитались о том, что последний триллион из резервов был переведен на единый федеральный счет с целью покрытия дефицита госбюджета.
Таким образом, перспективы преодоления путинским режимом последствий международных санкций привлечением инвестиций и за счет внутренних средств весьма ограничены. Это и предопределяет неутешительные прогнозы развития экономики страны на ближайшую перспективу и то обстоятельство, что россияне будут вынуждены финансировать любимого вождя.