Моя любимая лирическая героиня - прекрасный автор боевой фантастики Юлия Латынина - совершенно напрасно напала на "шестидесятников", которые "говорили, что Ленин был хороший коммунист, но, вот, пришел Сталин и устроил террор". [Впрочем, во искупление этого полемического выпада она тут же с талмудическими цитатами** обосновала тождественность евангельской и раввинистической морали].
Я сейчас не буду обращать внимание на то, что свести позицию "детей XX съезда" к этой идеологеме Хрущева - большая историческая несправедливость, и на то, что в "идеократическом" (квазитеократическом) обществе любая критика возможна только с позиций "восстановления древнего благочестия" - точно также, как Мартин Лютер и его последователи полтысячелетия назад понимали "ре-форму".
Дело в том, что за полтора десятилетия, прошедших с XX съезда, был создан мощный пласт художественных произведений и публицистики, призывающих к борьбе с социальным злом, в т.ч. с "бериевщиной" (понятный всем эвфемизм сталинизма), а также - с империализмом, шовинизмом, милитаризмом, цензурой, авторитаризмом - разумеется, с использованием исторических аллюзий, обличений американских порядков и латиноамериканских диктатур.
Чего стоят одни герои "средних" Стругацких, которые подобно персонажам американских триллеров, немедленно начинают подпольную войну со злом.
И вот на этом пласте было воспитано поколение "завлабов в розовых штанах" (высказывание Руцкого про прочного забытого ельцинского сподвижника Шахрая), которое делало революцию и реформы 90-х.
Отмечу, что и против большевиков в Первый Кубанский (Ледовый) поход пошли юнкера и кадеты - читатели Вальтера Скотта, Буссенара, Жюль Верна, Майн Рида и Карла Мая.
А потом пришла генерация создателей традиции "внутренней свободы"***, столь любимая другим моим лирическим героем - Дмитрием Быковым. Поэзия ухода в себя после поражения, эстетика "внутренней красоты" сломанных людей.
Эта генерация и воспитала поколение "латентных путинистов", которые всячески запугивают сейчас любыми переменами и стараются оправдать любое зло, идущее от власти. А если уж его оправдать нельзя никак, свести к "отдельным перегибам на местах" и старательно давать Путину советы, как его исправить. Хотя сам Быков ни в чем таком не замечен, он как раз такой мистический провозвестник революции.
Это я к тому, что 26 марта на улицы вышли тысячи молодых людей, к великому своему счастью, с этой традицией духовного тления, скажем так, малознакомых. Зато они с детства окружены американскими боевиками и блокбастерами, а также их российскими подражаниями, пронизанными идеей сопротивления героя-одиночки или небольшой компании друзей и коллег.
И оказалось, что Гарри Поттер, оба Бэггинса и Пол Атридес - очень хорошие наставники...
Есть страницы в культуре, которые надо очень аккуратно закрыть...
_____________
"Герои книг встречают нас
Как старые приятели.
И Гулливер, и Дон Кихот
Нас примут, как друзья.
Итак, вперёд — нас снова ждет
Литературия."
(Песня Архипа Архиповича из передачи "В стране литературных героев")
** "Тосетфа (Дополнение)", "Мишна (Повторение)", "трактат Шаббат", могла бы добавить "Пиркей Авот (Поучения отцов)".
Не могу не процитировать "мишна 10. Шмая и Автальон приняли [Тору] от них. Шмая говорил: "Люби труд, и пусть будет ненавистно тебе властвовать над людьми, и не становись приближенным к властям <...> мишна 18. Рабан Шимон бен Гамлиэль говорил: "Три условия — залог существования человечества: правосудие, честность и добрососедство. Как сказано: "Честно и справедливо судите ради мира [между вами] в ваших вратах <...> мишна 3. Будьте осторожны с властями, ибо они приближают к себе человека только для собственных нужд, прикидываются друзьями, когда им это выгодно, но не помогут человеку в трудное для него время".
*** Виктор Пелевин, "Чапаев и пустота"
"... Он сказал, что в румынском языке есть похожая идиома – “хаз барагаз” или что-то в этом роде. Не помню точно, как звучит. Означают эти слова буквально “подземный смех”.
Дело в том, что в средние века на Румынию часто нападали всякие кочевники, и поэтому их крестьяне строили огромные землянки, целые подземные дома, куда сгоняли свой скот, как только на горизонте поднималось облако пыли. Сами они прятались там же, а поскольку эти землянки были прекрасно замаскированы, кочевники ничего не могли найти. Крестьяне, натурально, вели себя под землей очень тихо, и только иногда, когда их уж совсем переполняла радость от того, что они так ловко всех обманули, они, зажимая рот рукой, тихо-тихо хохотали.
Так вот, тайная свобода, сказал этот румын, – это когда ты сидишь между вонючих козлов и баранов и, тыча пальцем вверх, тихо-тихо хихикаешь. Знаете, Котовский, это было настолько точное описание ситуации, что я в тот же вечер перестал быть русским интеллигентом. Хохотать под землей – это не для меня. Свобода не бывает тайной…"
! Орфография и стилистика автора сохранены