Когда пишут и говорят: "Памятникам Сталину нет места в нашей стране" , мне всегда хочется добавить - "Смотря каким памятникам!"
Например, на помещенной ниже фотографии (о которой я один раз уже опубликовал пост на своей ленте в фейсбуке) представлена практически готовая, очень ясно и много говорящая ее зрителям композиция: сапог диктатора , он же символ диктатуры, затем голова от его монумента, размером меньше чем сапог (что тоже символично) и, наконец, звезда - символ извращенной диктатором коммунистической идеологии, именем которой он правил (важно , что звезда как бы соединяет своими лучами и сапог и голову от монумента).
В целом я на этой фотографии вижу интересный, пластически великолепный и мощный визуальный образ, выражающий протест против сталинизма и Сталина. Полагаю, что заменить и полностью исчерпать и объяснить словами эстетическую силу и прелесть этого, пусть случайно возникшего и случайно сфотографированного объекта невозможно. Достаточно его увидеть, чтобы понять, кем был Сталин и сталинизм в истории СССР, в истории России и каково наше принципиальное отношение к нему и его диктатуре. Таковы сила, смысл и назначение современного искусства. Достаточно хорошего постамента и можно было бы этот объект - именно таким, каким он случайно и был сфотографирован, поставить на какой-нибудь площади в Москве.
Объекты современного искусства - пластически выражающие неприятие обществом самого диктатора и диктатуры Сталина нужны и необходимы многим людям и должны стоять в городах России. Дожить до времени, когда они будут в наших городах я сам уже не надеюсь. Но я уверен, в том, что такое время должно наступить и наступит и протест людей против диктатора Сталина и его диктатуры получит визуальное, пластическое и материальное воплощение в монументальной современной скульптуре.
P.S. Кстати говоря, тема неприятия диктатора Сталина и его диктатуры тоже могла бы стать одним из "сюжетов" предложенной мной идеи - провести, если это получится, выставку "Мы ждем перемен!"
Заявление Санкт-Петербургского общества "Мемориал"
! Орфография и стилистика автора сохранены