27 декабря 1979 года меня разбудил звонок от моей коллеги по сектору Афганистана Ивана: "Володенька, вы знаете, кто враг №1 ДРА?". "Да", – отвечаю, – "это Бабрак Кармаль". "А вот и нет! Бабрак Кармаль – новый лидер правящей партии и правительства Афганистана. Теперь уже бывший лидер Хафизулла Амин убит как агент ЦРУ". О том, кем и как происходило устранение Амина см. "Завтра была война…в Афганистане".
За период с апрельской революции 1978 года в Афганистане "сменилось" 5 лидеров – замечательный пуштунский поэт Нур Мухаммад Тараки тогда сверг пуштуна Мухаммада Дауда, а затем был убит в сентябре 1979 года сторонниками Хафизуллы Амина. Другие говорят, что Тараки "умер от "болезни печени" и кубинского рома. Ислам запрещает алкоголь, но советские советники лидеров ДРА в те годы – нет.
Затем дипломат пуштуно-таджик Бабрак Кармаль занял место Тараки, с которого его "мягко" сместил другой пуштун Хафизулла Амин (но из другого пуштунского клана). И затем снова появился в ту памятную ночь на 27 декабря 1979 года Бабрак Кармаль. Затем и его затем "мягко" сменил другой пуштун Наджибулла. А того повесили перед приходом американцев уже сами пуштуны-талибы.
В этнических противоречиях, во многом, если не в основном, была и остается суть перемен в Афганистане. Эти противоречия отражались на противоборстве за политическую власть (за Кабул) между пуштунами (а внутри них несколькими десятками враждующими кланами) и непуштунами.
Последние опирались на этнические анклавы тогда еще советской Средней Азии. Из них Гречко, Устинов и Андропов, во многом, черпали "воинов-интернационалистов", против чего постоянно восставали афганские офицеры (в основном, пуштуны).
Ведь тщательно подготовленная (со времен Аманнулы-хана, с 1919 года!) и исключительно советскими офицерами кадровая афганская армия отличалась пуштунизмом и профессионализмом. А потому и "не лезла в политику" до 1973 года.
Однако во время визита короля Захир-шаха в Италию просоветские офицеры совершили переворот и привели к власти "республиканца" дядю короля Мухаммеда Дауда. Затем и того свергли также просоветские офицеры в ходе апрельской революции 1978 года. Советские медсестры в кабульских больницах с ужасом рассказывали о том, как революционеры пристреливали даже новорожденных от "врагов народа".
О какой "продуманной" в СССР борьбе с "исламским терроризмом" сегодня говорит депутат Франц Клинцевич? Тогда даже высший советский комсостав в ДРА понятия не имел о пуштунах-непуштунах и их религиозных "заморочках".
Влияние советской пропаганды в ДРА проявлялось во всем – танк капитана Ватанджара, начавшем обстрел дворца Дауда, поставили на пьедестал в центре Кабула. Там тогда, как ныне у Кремлевской стены, клялись в любви новобрачные. Партсобрания проводились постоянно по поводу без повода (для отчетов в ЦК КПСС).
Партсоветники из многих удаленных уголков СССР приезжали "советовать афганским товарищам", как "строить социализм" и "создавать индустрию в стране гор". Эти несчастные не знали ни местных языков, ни обычаев, ни даже имен своих переводчиков, чтобы что-то дельное написать в своих отчетах. А вот о желании "вернуться на Родину" они писали смачно и убедительно! Даже несмотря на очень хорошие командировочные.
Такого денежного содержания не было у советских низших военных чинов. И потому в Кабуле, например, все лавки торговцев таджиков, туркмен и узбеков до потолка были забиты тушенкой из вещмешков "низших чинов". Иногда в духан приходил "бача" или мальчик с переданной ему солдатиками, сажем, батареей полевой радиостанции для обмена на водку-"кишмишовку". Тогда мы ему объяснили, "это ни к чему не годится".
Генерал-"афганец" Борис Громов отмечает, что "никто не в состоянии назвать точную цифру, которая смогла бы охарактеризовать расходы Советского Союза на содержание афганской революции".
Почему так все было зыбко и туманно? Да, потому что никто из "воинов-интернационалистов" и ведать не ведал, зачем они в Афганистане.
Сначала им "просто" рассказали байку ГЛАВПУРа, что-де "американцы хотят установить ракеты на Гиндукуше для ядерного прицела на СССР". Как и кто устанавливал бы эти "ракеты" в горах, где могли передвигаться лишь горные козлы, этого никто не пояснял. Затем "пояснили" о контрударе СССР по США и Пакистану для прорыва к Ормузскому проливу и захвату в тиски этого "энергетического горла" мирового капитализма.
Какое там "внимание" к религиозным чувствам афганцев и "предвидение" роста "исламского терроризма", о котором ведет речь Клинцевич?!
Вот уж кто такому росту содействовал, так это тот поганый офицерик, что радостно мне рассказывал: "Вижу седобородый солдат на коврике молится. Я его за бороду поднимаю, бью по роже. А он мне – спасибо, рафик!"
Горько вспоминать о том тотальном зле, что нанесла моя страна Афганистану. И ни одна, извините мой русский язык, сука не бросила ордена и медали за войну там, как это делали американские ветераны Вьетнама. Они-то усыпали ими ступени Конгресса! А мы?
Сегодня хотим предоставить еще больше социальных и материальных льгот тем, кто и так их получал? Я не говорю о тех горемыках на костылях и протезах, а о жлобах, наживавшихся на мародерстве в афганских селениях, торговле наркотой через "груз 200" и т.п. Мой друг "схлопотал" очередь из автомата за возмущение таким "похоронным обрядом". Остался жив!
Меня приводит в недоумение идея "переоценки истории освобождения Афганистана от исламского терроризма", затеянная в Госдуме тогда, когда весь мир объединяется против варваров "Исламского государства" в Ираке-Сирии-Ливане.
Не пора ли вспомнить Францу Клинцевичу и его советникам в комитете по безопасности, и чему-то там еще, одну русскую поговорку – "не зная броду, не суйся в воду". И не стоит "мутить воду" на предмет "отмены решения о незаконности и преступности афганской авантюры СССР".
Вообще-то, надоели мне, и, надеюсь, всем нам, миролюбивым и образованным по-настоящему людям, все эти полуобразованные и мракобесные советские милитаристы, антиамериканисты с антинатовцами в качестве "законодателей", "властителей дум", а теперь уже и "заблаговременных борцов с исламским терроризмом".
Надоели, надоели, надоели!