Недавно Анастасия Кириленко опубликовала текст, в котором обосновывает свое решение эмигрировать из России. Сам этот текст – ответ на какой-то другой текст Зои Световой, который я не читал и не смог найти. Судя по тому, что пишет А.Кириленко, Зоя Светова придерживается иной точки зрения: она считает, что из России уезжать не нужно.

К сожалению, я не знаком с А.Кириленко (с Зоей Световой знаком, но не уважаю ее и не общаюсь с ней). Поэтому решил обратиться к ней вот таким образом.

*  *  *

Свою позицию Вы, Анастасия, обосновали очень просто. Россия – дикая, нецивилизованная страна, и при Вашей жизни лучше точно не станет. Поэтому Вы решили эмигрировать.

С тем, что Россия – дикая, что она не станет лучше при Вашей жизни, - я абсолютно согласен. А вот вывод Вы сделали странный.

Ведь Россия – Ваша родина.

Представьте себе, что Ваша пожилая мама тяжело заболела. Причем, болезнь эта не почтенная и солидная (вроде инсульта или гипертонии), а постыдная (например, алкоголизм). Мама Ваша буянит, скандалит, всем внушает отвращение, все от нее отвернулись.

И Вы говорите: я лучше буду жить в другой семье! Что мне может дать ТАКАЯ МАТЬ? Ничего! Лучше она не станет, вылечить ее я не могу – и никто не может. А так как меня готова удочерить семья приличная, цивильная, непьющая – то и буду жить там.

Вы, Анастасия, очень современный человек. Современному человеку свойственно жить там, где комфортней и удобней.

Правда, такой выбор обычно ведет к духовной смерти.

Потому что это не только выбор места жительства – но и измена самой себе. А, как сказал Николай Заболоцкий, "нет на свете печальней измены, чем измена себе самому".

К родине не обязательно относиться так, как новорожденный ребенок относится к матери: только как к источнику тепла, пищи и комфорта. Впрочем, я сказал неправду! Даже новорожденный ребенок видит в матери не только источник удовлетворения своих потребностей – но и близкого человека! Это доказано современной психологией. Даже новорожденный рад, счастлив просто тем, что его близкий человек – вместе с ним, рядом с ним.

Взрослому же, выросшему ребенку свойственно видеть в матери не ту, которая о нем, своем ребенке,  должна заботиться, а, наоборот, ту, о которой он должен заботиться. При этом мать тем сильнее нуждается в заботе своего ребенка, чем ей хуже, чем сильнее она больна, чем более одинока и заброшена.

Нетрудно видеть, что Ваша логика – противоположна этой. Раз моя мать больна и заброшена, - говорите Вы, - то махну-ка я на Запад!

Это вообще не человеческая логика, хотя и, повторяю, очень типичная для современных людей, членов Общества Потребления. Такая логика свойственна животным. Детеныш любого животного остается с матерью только до тех пор, пока не может без нее обойтись. Затем он уходит, живет сам, забывает о матери – и может не узнать ее при встрече.

Точно так же и мать не всегда узнает своего выросшего и отделившегося от нее детеныша.

В этой связи мне вспоминается разговор с одной современной женщиной – Натальей С. Она еврейка и давным-давно (еще с советских времен) живет в Израиле. Она сотрудница научного института, автор книг и статей и действительно очень умный человек.

Так вот, я как-то был у нее в гостях – и она мне рассказала, что к ней неожиданно пришел ее сын. У него что-то случилось, ему нужна была поддержка.

И она сказала потрясающую фразу:

- Он думает, что я действительно его мама!

Сыну-то уже 35 лет. Так что она уже не считает себя его мамой. Она поработала, вырастила его. Все! Работа закончена. Теперь она отдыхает – и живет ДЛЯ СЕБЯ, для своего удовольствия, как это свойственно современному цивилизованному человеку.

Она – уже не его мама.

Израиль, Анастасия, - цивилизованная страна, построенная по западным лекалам. Т.е. –тоже часть Общества Потребления.

Так вот: это общество ГОРАЗДО СТРАШНЕЕ РОССИЙСКОГО. В том смысле, что достигло гораздо больших успехов  В РАСЧЕЛОВЕЧИВАНИИ ЧЕЛОВЕКА.

Недавно мне пришлось в Москве недолгое время жить на квартире у одной женщины, Светланы Ч., которая лишена родительских прав, а у нее двое уже больших сыновей. Это ужасная женщина во многих отношениях – но она ощущает себя матерью своих детей. Она видится с ним постоянно, постоянно о них говорит и думает. Судится, чтобы их вернуть.

В России много кошмарных матерей. Но нет таких – я, во всяком случае, не видел и не могу себе представить – которые считают, что раз ребенок подрос, то это уже не их ребенок, и им на законном основании нет до него никакого дела.

Так что Вы, Анастасия, решили променять один страшный, бесчеловечный социум – на другой, еще более страшный и бесчеловечный, только его бесчеловечность очень  изощренная и скрытая, - но именно поэтому – более опасная.

*  *  *

Вчера я получил письмо из Израиля от Марии Яковлевны О., моей старой знакомой. Письмо касается нашего с ней спора – на ту же тему, которой посвящен этот текст.

Собственно, это даже не письмо. Она прислала стихотворение А.Городницкого – вот оно:

 Беги от кумачевых их полотен

      Александр  Моисеевич  Городницкий

    Беги от кумачевых
    их полотен,

    От храмов их,
    стоящих на  костях.

    Дурацкий спор
    заведомо  бесплоден:

    Они здесь дома -
    это ты в  гостях.

    
    Ледок недолгий
    синеват и  тонок

    Над омутами черных
    этих рек.

    Перед тобой здесь
    прав любой  подонок

    Лишь потому, что
    местный  человек.

    
    Не ввязывайся в
    варварские  игры,

    Не обольщайся,
    землю их любя,

    Татарское немереное
    иго

    Сломало их, -
    сломает и тебя.

    
    Беги, покуда не
    увязнул в  рабстве.

    Пусть голову не
    кружит  ерунда

    О равенстве
    всеобщем и о  братстве:

    Не будешь ты им
    равен  никогда,


    Хрипящим,
    низколобым,  бесноватым.

    Отнявшие и родину,
    и дом,

    Они одни пусть
    будут  виноваты

    В холопстве и
    палачестве  своем.
    

    Не проживешь со
    стадом этим  вровень,

    Не для тебя их
    сумеречный  бред, -

    Здесь все они родня
    по общей  крови,

    А на тебе пока что
    крови нет.


Как видите, Ваша позиция и позиция А.Городницкого (и Марии Яковлевны) – совпадают. Тут та же логика: Россия ужасна – поэтому нужно бежать.

Так вот, Анастасия.

БЕГСТВО ОТ ЧЕГО-ТО – не самая лучшая жизненная стратегия. Убежав, человек затем вынужден убеждать себя, что то Большое Зло, на которое он променял свою родину (которая, правда, тоже достаточно Большое Зло), - это Добро. Ведь я сам его выбрал – а я очень умный, я мудрый – и не мог ошибиться.

После чего этот человек сам становится органической частью этого Зла – т.е. перестает быть Человеком.

Он сам убивает Человека в себе, чтобы уверить себя в своей правоте.

На самом деле, Анастасия, типичный современный вопрос: где жить – в России или на Западе? – это классический пример т.н. "ложной альтернативы". Такие альтернативы специально внушаются человеческим массам современным обществом. Это внушение очень выгодно и просто необходимо для самосохранения того Большого Зла, которое сейчас безраздельно царствует в социальной жизни людей. Всех людей – на всей Земле, увы.

А вот вопрос: ЖИТЬ НА РОДИНЕ – ИЛИ В ЧУЖОЙ СТРАНЕ? – это подлинная альтернатива.

Потому что без родины – нет Человека. Не только для того нам нужна родина, чтобы нас ублажать, чтобы нам было сладко и приятно жить, чтобы нам стать успешными и благополучными, - и не главным образом для этого.

Сервантес – величайший писатель Европы – жил в самые темные времена Испании, жизнь прожил ужасную – но в конце своей мучительной жизни создал шедевр – "Дон-Кихота". Он совершенно точно не смог бы это сделать, если бы не жил в Испании.

Впрочем, в те времена, к счастью, это было невозможно. Невозможно представить себе эмиграции Сервантеса в Голландию или Англию. Поэтому в те времена люди были БОЛЕЕ СВОБОДНЫ: потому что у них БЫЛА РОДИНА.

Тогда еще люди понимали, что родине нужно отдавать свои силы, заботиться о ней, защищать ее и даже отдать жизнь за нее, если это нужно. Что родина существует для того, чтобы ОТДАВАТЬ себя – а не для того, чтобы ПОТРЕБЛЯТЬ.

Первобытные люди – были более свободными, Анастасия. Потому что у них была ценность – выше собственного эгоистического комфорта и удобства: их род, их племя. Которому нужно было отдавать свои силы, о котором нужно было заботиться – а, если нужно, и отдать жизнь.

Человеку, Анастасия, больше всего нужно именно то, ЧЕМУ ОН ОТДАЕТ СЕБЯ. Именно это делает человека Человеком – а ведь именно ради этого мы все и живем на Земле.

Тот выбор, который Вы сделали, - очень страшный выбор.

Но не потому страшный, что Вы будете жить не в России, а в другой стране. Неважно, где жить, - важно, каков ты сам. Страшный он потому, что Вы решили ЖИТЬ БЕЗ РОДИНЫ. Потому, что Вы внутренне отказались от своей родины. Ни о ком и ни о чем не заботясь – ничему и никому не отдавая себя, а только потребляя – быть Человеком нельзя. Невозможно.

Так что это – неизбежная духовная смерть.

Кстати, Анастасия, духовно убить человека никто не может: ни другой человек, ни общество, ни родителя, ни даже Бог – а только он сам.

При этом в современном Обществе Потребления путь смерти выбирает 99% людей, что, несомненно, было недостижимо во все прежние эпохи. Общество Потребления – очень технологически прогрессивное! Оно всегда добивается поставленных целей наиболее эффективным образом. А расчеловечивание человека, превращение его в идеального раба – это его самая главная цель. И она достигается блестяще!

*   *   *

Вам только кажется, Анастасия, что Вы выбрали место жительства – и все. На самом деле, незаметно для себя самой, ВЫ ВЫБРАЛИ СЕБЯ. И это ошибочный выбор.

Можно жить где угодно. Это не так важно, где жить.

Не в этом дело.

Та же Зоя Светова не хочет уезжать просто потому, что здесь у нее высокий социальный статус, она знаменитая журналистка (хотя совершенно бездарна в этом смысле), здесь – полный успех – а там она будет никто, пустое место, какая-то там русская эмигрантка. А она самолюбива, и ей нравится быть знаменитостью. Именно поэтому не уезжает Лев Рубинштейн: здесь он знаменитый писатель – а на Западе будет несчастным, никому не нужным стариком.

У этих людей другой способ убивать себя духовно. Они остаются в России – лишь ради личного успеха, и только для этого. У них тоже нет родины.

Вы, Анастасия, вроде бы сделали противоположный выбор, а на самом деле – тот же.

*  *  *

Человек по природе своей жаждет добровольно отдать себя – чтобы обрести себя. И только в этом случае становится Человеком.

Вот для чего нам нужна родина.

Марина Салье, понимая, в каком она опасном положении после своих разоблачений махинаций Путина в питерской мэрии и после прихода Путина к власти, тем не менее не уехала из России. Она пряталась в псковской деревушке, но не эмигрировала. Не ради России – ради себя. Она не могла жить без России.

Одна известная русская актриса, последние годы которой были очень тяжелыми, она болела, была совсем одинока – и, тем не менее, не уехала – сказала незадолго до смерти: "Да, вот такая она, моя Россия: плохенькая, вонюченькая – но я без нее не существую".

Вот почему она мучалась из-за дикой российской медицины – но не уехала, и умерла все-таки на родине.

Да, Россия – плохенькая, вонюченькая. Почему? Это мы сделали ее такой.

Значит, надо удирать! – говорите Вы.

Так ведут себя щенки, наделавшие лужу под столом. Чтобы их не ткнули в нее носом, они бегут подальше, притворяясь, что совершенно ни при чем.

Вы не задумывались никогда, почему Михаил Булгаков, Андрей Платонов, Николай Заболоцкий, Василий Гроссман – живя в сталинском СССР, создали великие произведения – а все писатели-эмигранты, вместе взятые, не написали ничего подобного?

А я Вам могу сказать, в чем тут дело. У них не было родины.

Без которой человек на самом деле – не существует.

Вадим Слуцкий

! Орфография и стилистика автора сохранены