Блогеры обсуждают зверское убийство отца Павла Адельгейма
update: 12-08-2013 (12:48)
75-летний псковский священник Павел Адельгейм — один из немногих, кто решался спорить с последними "новациями" в сфере религии — был зверски зарезан ударом ножа. Блогеры сравнивают эту трагедию с убийством Александра Меня в годы перестройки.
"Час назад в Пскове ударом ножа в своем доме на берегу реки Псковы убит о. Павел Адельгейм , — пишет псковский депутат и журналист Лев Шлосберг. — Убийца — мужчина из Москвы, некто Челинцев. Ему 27 лет (1986 г. рождения). Он был принят и жил три дня в доме отца Павла по просьбе некоей женщины из Москвы. Возможно, она думала, что слово пастыря спасет душевнобольного.
Отец Павел знал, что приехавший мужчина психически нездоров. Во время разговора на кухне гость схватил нож и ударил о. Павла в живот, после чего ударил себя ножом два раза. Убийца в больнице, ему делают операцию. 1 августа о. Павлу исполнилось 75 лет."
"Убит последний свободный священник Московской Патриархии. Кто из священников, да еще семейных и штатных, теперь сможет неанонимно и публично сказать "владыка, вы неправы!"? — пишет Андрей Кураев. — Он не был диссидентом. То есть он не искал специально поводов для критики и конфликта. У него не было аксиомы предустановленной неправоты церковной власти. У него была одна тема — тема удушения общинно-приходской жизни. И в этом он был вполне каноничен.
Сатана душил его через псковского митрополита (да-да, страсти и капризы могут быть и у архиерея). А минувшей ночью перешел к более решительным действиям. Сатанист, убивший о. Павла, подарил Церкви Христовой еще одного мученика. Но радоваться этому как-то не получается. Радостно тут лишь одно: о. Павел свой крест достойно пронес до конца. Вечная ему память!"
"Наш мир вообще не выдерживает такой праведности, такой честности, цельности и такой веры, которая была у отца Павла, — пишет Роман Лункин. — Об этом просто кричит вся его биография. Его отец был репрессирован, мать отсидела срок, а Павел был в детском доме, пока мать не вышла из тюрьмы. Обратился он в Казахстане — в общине отца Севастиана, келейника старца Нектария из Оптиной пустыни. Затем Павел стал послушником Киево-Печерской лавры и учился в Киевской духовной семинарии, из которой был исключен за активность и проповеднический талант по предложению архимандрита Филарета (Денисенко) (сейчас Филарет — патриарх Украинской православной церкви Киевского патриархата). В 1959 году отца Павла рукоположил в сан диакона (в 1964 г. — в сан священника) архиепископ Ермоген (Голубев), обличавший тогдашнее руководство Московской патриархии за нарушение церковных канонов и строя приходской жизни.
Отец Павел фактически стал продолжателем дела Ермогена, который строил храмы и отстаивал христианские ценности, подчеркивал важность общины, а не власти епископата. Эта тема будет центральной в жизни отца Павла. В 1970 году отец был осужден на 3 года лагерей за то, что построил храм в г. Каган Узбекской ССР по доносу одного из священнослужителей. Освободился инвалидом, с 1976 году служил в Пскове.
Кто бы мог подумать, что постсоветское время религиозной свободы будет для отца Павла не меньшим испытанием в жизни, чем советское. Как говорил отец Павел, его общественная работа прекратилась с 1993 года, когда епархию возглавил Евсевий (ныне — митрополит), который объявил, что с диссидентом отцом Павлом не сработается (в начале перестройки отец Павел играл заметную роль в политической жизни Пскова и даже был выдвинут демократической общественностью на выборах в Верховный Совет в 1991 году).
Во Пскове отец Павел организовал общеобразовательную православную школу регентов на 40 детей при храме свв. Жен Мироносиц, приют для детей с задержкой умственного развития при храме апостола Матфея в Писковичах под Псковом, для сирот-инвалидов. Дом отца Павла был также всегда открыт для всех, он принимал всех желающих, работал с самыми трудными детьми с любовью и долготерпением.
К 2008 году местному епископу Евсевию удалось уничтожить все общественные инициативы отца Павла — здание школы отобрали, лишили настоятельства в храме. С 2002 года началась травля отца Павла со стороны епархии РПЦ. Неизвестно будет ли это как-то учитываться следствием, но на членов общины отца Павла и на него самого совершались покушения. Епархия проводила обыски в храмах и изымала его книги. На заседании епархиального совета архиепископ Евсевий называл книгу отца Павла "сатанинской", а ее автора "служителем сатаны".
"Вспоминает церковный историк Лев Регельсон: "Он не просто "потерял ногу" в лагере. Он сам подробно рассказывал, как это случилось, — отмечает Роман Зайцев. — Все было сделано намеренно: выбран момент во время ремонта рельсов и кран неожиданно двинулся. Очень все было точно рассчитано... Машинист, несомненно, выполнял приказ лагерной администрации. Уже за одно это его можно считать исповедником. Ведь все это — за то, что он самовольно храм построил! Так потом на протезе и вел многочасовые службы".
Интересную параллель можно провести: в том самом 1971 году, когда зеку Павлу Адельгейму отрезало ногу, 25-летний архимандрит (в голове не укладывается как можно в этом возрасте стать архимандритом!) Кирилл (Гундяев) отправился в Женеву — осваивать горные лыжи и изучать ассортимент часовых лавок. Какой орган одобрял подобные "командировки" в капиталистическую страну — объяснять, наверное, излишне…
Спустя несколько часов после гибели отца Павла, я увидел на сайте "Эха Москвы" название заметки в одном из блогов — "Одной белой вороной в РПЦ стало меньше". Какой еще "белой вороной?" Он оставался ЕДИНСТВЕННЫМ, кто был верен Христу. Теперь там не осталось НИ ОДНОГО. Ведь кто такой христианин? В первую очередь — тот, кто поступает или, по крайней мере, пытается поступать так, как жил, как учил, как умирал, как воскресал Христос.
Кто-то из действующих священников в РПЦ МП говорит вслух о нарушениях канонического права священноначалием? О рейдерских захватах детских больниц монастырями? О антихристианских высказываниях спикеров РПЦ? Об хулиганских выходках молодых "православных активистов"? Кто-то высказался против новых "чудесных" законов "народных избранников"? Кто набрался мужества и произнес: "Долой гомофобию и национализм"? Кто заступился против бесчеловечного отношения к мигрантам, которых гнобят в концентрационных лагерях? Кто возвысил голос в защиту "узников Болотной", сельского учителя Ильи Фарбера, Маши Алехиной и Нади Толоконниковой? Какая ваша миссия, господа "духовные учителя"?
Я уже наслышан таких возражений на подобные моим недоумения: "молчу ради своих прихожан!". Только на практике выходит совсем по-иному: снимет с прихода архиерей, побурчат под нос и забудут про прихожан. Которым якобы служили. Вы можете быть прекрасными духовниками и людьми, но своим молчанием вы предаете самое главное, и вы об этом знаете сами."
"Как и я он открыто выступал против расправы над Пусси Райот, — пишет Валерий Отставных. — Насколько я знаю, о Павел был в конфликте с псковским архиереем, но трогать старого батюшку боялись. Убирать за штат или запрещать в служении. Единственно, его лишили настоятельства.
Мы с о.Павлом лично не встречались (к сожалению), но о существовании друг друга знали. О.Павел вел ЖЖ, много писал в блогах. Вечная память!"
"Отец Павел Адельгейм видел очень многое, был репрессирован еще в советские годы — коммунистами — и хорошо понимал, что нынешние — из той же, только перекрашенной породы, — пишет russiaforall. — Эта порода администраторов на дух не выносит Закона, зато очень любит рассуждать о "благодати" и "духовности". Именно поэтому борьба за утверждение Прав Человека и Закона, защищающего их, является главной драмой, которая разворачивается сейчас в стране. Это борьба граждан с криминалитетом, пытающимся легализовать свои воровские понятия, свое насилие с помощью государственно-церковной машины.
Мы рады, что успели узнать Вас, имели возможность слышать и общаться с Вами. Вы соединили опыт христиан, прошедших жуткий XX век, с новыми поколениями, ищущими Бога и Его Церковь в XXI-м. Благодаря таким, как Вы — Иисус Христос всегда — вчера, днесь и во веки — Тот же."
"Сейчас многие священники, уставая, исповедуют сидя. Отец Павел без ноги принимал исповедь стоя, — пишет Елена Санникова. — И многие, видя его все время в движении, в служении, в действии, просто не замечали или забывали, что он стоит на протезе. И даже не замечали его хромоты — так бодро он держался. А чего ему стоило это, какие боли испытывал он — об этом никто не подозревал..."
"Отец Павел был из тех редких священников, которых невозможно назвать "попами", что оправдывают существование нынешнего бюрократического ведомства под названием Русская православная церковь, и это ведомство с одним из самых достойных православных российских священников насмерть разругалось. Что не удивительно, — отмечает Николай Троицкий. — Почему же убили именно его? В чем тут промысел и замысел? Нам понять не дано...
Я понимаю так, что лучших убивают, а остаются всякие... Вроде того "батюшки" с тремя иномарками, задавившего троих, отца Чаплина и им подобных. У которых "солидный господь для солидных господ", тщета, суета и мутота...