Есть одно слово, которое власть старательно ассоциирует с непокорной и неприрученной оппозицией. Это слово с ругательным оттенком – маргинал. "Маргинал" буквально переводится как "крайний". Подчеркиваю: не находящийся в меньшинстве, и оттого оттертый на обочину жизни, а именно крайний по взглядам.
Если маргиналами, с точки зрения некоторых кремлевских и правительственных чинов, являются Геращенко, Илларионов, Каспаров, Немцов, то кем же тогда были боровшиеся с Гитлером социал-демократы и антифашисты? Нацисты пользовались еще более весомой поддержкой населения, чем чиновно-чекистская "Единая Россия". Накануне затеянной нацистами мировой бойни германские демократы в собственной стране стали первыми жертвами, оказались в меньшинстве и проиграли. Но потом нацисты были разбиты, и нормальные люди снова стали большинством. И что же, в 1945 году порядочные люди перестали быть маргиналами? Наверное, они ими никогда и не были. Название команды не может меняться в зависимости от исхода матча. Маргиналы – это не ситуативное меньшинство. Маргиналы – это постоянно придерживающаяся крайних взглядов малая, но настырная часть социума. Маргинальная часть социума способна навязать обществу свои радикальные, эгоцентричные и потому неприемлемые для большинства людей идеалы только в случае, если опирается на обман, насилие и диктатуру. По-иному у них не получится – на то они и маргиналы. Маргинал чаще всего тот, кто эксплуатирует животные инстинкты толпы, а в виде цели хочет поработить нацию или человечество, восстановить в какой-то форме рабовладельческий строй, чтобы оказаться в числе господ. Будь это высказано им в открытую, автора бы побили. Но с помощью демагогии, поэтапной лжи и шантажа маргиналы, бывает, становятся депутатами и даже премьерами и президентами, составляют парламентское большинство и в заключение приводят общество к диктатуре, тоталитаризму, геноциду и войне.
Поэтому "маргиналы" – это не про нас и не про вас. Не позволяйте оскорблять себя презрительными кличками. Полицейским провокаторам известна пословица: назови кошку собакой, и она залает. Вот провокаторы и стараются.
Маргиналы
В сегодняшней России маргиналами, то есть в буквальном значении этого слова "политическими крайними", являются наши ультраправые: единороссы, дугинские евразийцы, жириновцы и совсем недалеко ушедшие от них скинхеды. Несогласные и вообще честные и социально-ответственные люди к маргиналам, понятно, не принадлежат. Если бы ультраправые даже физически перебили большинство нормальных людей, от этого оставшиеся нормальные люди не стали бы маргиналами. В самом худшем случае от репрессий, развязанных маргиналами, они стали бы беженцами и заключенными.
Имперцы во главе с Путиным – наследники взглядов и традиций большинства "крайних" политиков двадцатого века, как ультраправых, так и ультралевых. Это они – маргиналы.
Для начала обратим внимание на сходство отношения Ленина и Путина к интеллигенции (Помните у Ленина? "Какой это мозг нации? Это говно!" Путин так не говорит, но он так поступает). Когда видишь по телевизору блеклые немигающие глаза национального лидера, в голову сами собой приходят исторические параллели. Путин добрый, как Иван Грозный. Уважает интеллект и свободу творчества, как Иосиф Сталин. Ценит чужие человеческие жизни в той же мере, как когда-то Петр Первый. Защищает равенство и социальную справедливость в духе царя Николая Палкина. Необразованный народ "от пивного ларька" превозносит Путина за то же самое, за что некогда любил Муссолини и Гитлера – то есть, аплодирует "его борьбе" с национальной мелкотой и вообще всеми слабыми, у которых можно что-то отнять, дабы установить новый европейский порядок с гебешниками во главе. Стать пожизненным вождем маргиналов Путину мешает, может быть, только одно: у Путина сердце Снежной Королевы. Такие вещи хорошо чувствуют дети и собаки. Собака Кони не хочет признавать в Путине хозяина – это видно по фотографиям.
Пусть Путин пока и не византийский император, но, конечно, он политический маргинал. Что такое для России крайний ультраправый политик Путин? Путин для страны – это неровный скользкий край обрыва, а за краем – дорога в ад.
Если бы Владимир Владимирович осознавал причинно-следственную связь между завтрашней хорошей жизнью и сегодняшним мирным сосуществованием людей, имеющих разные идеологии, разные ценности и мысли, или хотя бы придерживался твердой почвы каких-то принципов, то можно было бы как-то жить даже под ним, пусть и на краю. Но Путин, увы, при своей внешней прагматичности и циничности проявил себя как идеалист не хуже Адольфа Алоизовича. Путин логик, но логик холодный и структурный, не владеющий диалектическими законами развития. Психологически Путин не из тех, кто умеет преобразовывать и строить, но он лучше многих других умеет занять территорию, напустить холод, остановить на уже захваченной им земле бег времени. Вместо идеалов братства он верит, как хорошо заметно, в права господ и в древние идеалы крепостного рабства. Причинно–следственными связями событий он пренебрегает в угоду личным идеалам и заблуждениям, а непосредственным эмоционально-притягивающим ощущением будущего, похоже, вообще не владеет. Вместо моральных принципов у него неудержимые, романтические великодержавные иллюзии – увы, они тянут в пропасть и его, и нас.
Солидарность
Зрячие люди не хотят упасть в ад, но деться большинству умных граждан из страны просто некуда. Когда люди видят край, у них и на фоне страха появляется тяга к сплочению. Это второй по важности инстинкт после полового, инстинкт коллективного самосохранения и выживания при катастрофах. Солидарность помогает одолеть беду, солидарность удесятеряет силы, она пугает врага, и, главное, солидарность (если она правильно выстроена, плечо к плечу) повышает индивидуальную защищенность каждого отдельного человека.
Если бы было иначе, то власть не пыталась бы нас разобщить.
Может быть, вам в страхе подумалось: если выйти на свет к тем, кто держится за руки, то не вызову ли я этим на себя гнев пещерного волка?
Ах, как вы ошибетесь в такого рода опасениях. Предположим, вы принадлежите к тому полупроценту людей, которые догадываются о масштабах попрания конституционных прав и свобод в нашей стране (а иначе вы вряд ли читали бы эту статью). Вы знаете, что правосудия у нас давно нет, люди на роль преступников назначаются, судейская и, особенно, прокурорская и адвокатская порядочность на порядок ниже, чем даже в старой царской России. Предположим, вы знаете о провокациях, о которых по телевизору не скажут, о подброшенных уликах, о подставных защитниках и заказных закрытых процессах. Вы знаете о размахе коррупции и воровства. Вы догадываетесь о причинах и источниках пролитой крови. Вы знаете о масштабах и технической изощренности повседневной слежки за людьми, в нарушение Конституции осуществляемой под защитой государственной тайны, которая покрывает любую практику нарушения законов. У многих людей от ознакомления с подлинными масштабами этой навозной кучи и с холодом ее циничной жути сначала волосы встают дыбом, потом появляется страх, желание "сжаться в комочек". Логика тут простая: если власть позволяет себе такое, то она ведь ни минуты не остановится, чтобы и меня раздавить. Могу вас утешить: к сожалению, попытка отсидеться и выдать себя за куст боярышника у вас тоже никак не получится. Уже одно то, что вы не поддаетесь телевизионному гипнозу и в истинном свете видите то, что происходит в стране, делает вас для властей человеком опасным. Таких опасных людей в современной России принято преследовать, подставлять, вербовать, превращать в рабов, фабриковать на них – для подстраховки – уголовный компромат. Конечно, поднатужившись, вы можете подолгу скрывать свои взгляды и пытаться на воле жить, как в тюрьме, но ум-то свой куда спрячете?
Поверьте, ваши взгляды мало интересуют тайную государственную полицию, ей куда интересней ваши возможности. Сегодня взгляды у человека одни, завтра другие, да и мама учила маленьких полицейских, что все люди лгут. Поэтому при выработке вердикта о вашей классификации, а значит, и о судьбе, жандармов в первую очередь будет интересовать ваш умственный уровень. Еще царь Петр учил: умные нам не надобны, надобны верноподданные. Умных людей в обществе не так уж много. Хотите верьте, хотите – нет, но все они учитываются полицией, даже если трудятся водопроводчиками. А чему тут удивляться? На каждого еще не пойманного в государственную сеть умника приходится по десятку жаждущих звездочек силовиков и дополнительно к ним сотни подневольных соглядатаев. Свободный разум людей представляется нынешнему правящему режиму более опасным, чем попавшее в частные руки мощное оружие. Если воспользоваться другой аналогией, то проницательную человеческую мысль можно уподобить чувствительной аппаратуре по подслушиванию правительственных секретов. А умник имеет наглость носить эту аппаратуру в своей голове и даже пользоваться ею бесконтрольно и без полицейской лицензии!
Если бы наш режим не был воровской, если бы не оставлял он за собой множество опасных улик, которые для выживания ему просто необходимо прятать (не от нас – от волков второго эшелона), ну, тогда, наверное, и умники не были бы так страшны – но вы же понимаете… Государевы глаза и уши, вполне возможно, давно за вами наблюдают из жучков в потолке (недавно у ваших соседей наверху был ремонт) и отслеживают ваши разговоры и перемещения с помощью мобильника (обычное дело). Недавно у вас как-то странно, будто нарочно, побили машину. Вы отдали ее в ремонт – теперь жучок есть и в вашей машине, а за несколько километров стоит сервер, который все подряд пишет, вдобавок создавая короткий файл с ключевыми словами. Беда эпохи в том, что шпионские радости, которые еще лет тридцать назад были безумно дорогими, в век компьютерных сетей стали до смешного дешевыми в производстве и обслуживании и потому доступными любой диктаторской власти для массового применения. Конечно, если вы принципиально посвящаете все свое свободное время пиву и не говорите о ценах и о политике, то на какое-то время можете снять беспокойство властей по вашему поводу. Однако информированность рождает у наблюдающих много соблазнов – ведь зная вашу частную жизнь порой даже лучше, чем знаете ее вы сами, они могут запросто оплести вас паутиной и подставить, выставить вас на конвейер поэтапного морального вымогательства, обратить в раба и тем самым окончательно и эффективно решить связанный с вами вопрос! Думаете, ваши душа и шкура ничего не стоят? Ошибаетесь. У нас нынче полицейский капитализм, все утилизируется.
Да, вам многое грозит. Можно ли как-то защититься? Трудно, но можно. Что в России все-таки представляет наибольшую угрозу вашей безопасности? Ваше самое слабое место – это ваше одиночество.
Айгуль Махмутова не лезла в государственную политику, не была членом ни ОГФ, ни "Антифа", ни даже "Яблока". Но у нее хватило темперамента не поладить с местным начальством. Как мы тут говорим, она была в стороне и в одиночестве, а если за что-то сражалась, то за собственную правду местного масштаба. Результат: два подряд уголовных дела, череда провокаций, внаглую закрытый для публики судебный процесс (это по делу о выяснении отношений на рынке!), приговор на пять с половиной лет лишения свободы. Суд счел, что она виновна... в вымогательстве 800 рублей. Абсолютно уверен, что будь Махмутова при этом еще и активисткой ОГФ, подобной беды с нею бы не случилось.
Авторитарное государство по определению не может быть честным, для своего поддержания оно использует грязные методы воздействия на сознание своей народной опоры, "агрессивно-послушного большинства", и держится только на лжи. Поэтому силы зла в авторитарном государстве хотя и опасны, но избегают света и публичности. Вы боитесь темноты, а они боятся света. За попадание на свет их иногда даже выгоняют с работы. Когда вы на публике, вы в относительной безопасности. Но когда гражданин остается сам по себе, он становится легкой потенциальной жертвой для ночных теней.
За прячущегося в кустах никто не заступится. У одинокого не будет свидетелей, которые бы высказались в его пользу. Поэтому послушайте совет: вылезайте на свет из норы, идите туда, где собираются единомышленники, такие же думающие люди, как и вы. Это безопаснее. Это – мощнее. Это благородней и честнее перед своей совестью. Это намного интереснее. Бояться опасно – вот смысл моего совета. По многим причинам, участвовать в движении – выгодней. В замечательном фильме Леонида Филатова "Сукины дети", в котором рассказывается об успешной политической голодовке актеров одного столичного театра в застойные годы, Старый Актер (Евгений Евстигнеев) говорит: "Когда по заднице у вас бегают мурашки, а вы говорите им "Цыц!", и они исчезают – это большое человеческое счастье". Если вы видели этот фильм, то вы знаете, что его прежде враждовавшие герои, комедианты и сукины дети, победили и приобщились к достоинству и братству. Если вы видели этот фильм или сами пережили нечто подобное, то вы знаете, что слова Евстигнеева о счастье – сущая правда.
Итак, если вы думающий человек, вас ждет движение "Солидарность". Движение – это не партия, в нем нет фиксированного членства, поэтому никто не станет лично против вас, рядового участника с улицы, устраивать провокаций, чтобы опорочить движение (это бессмысленно). Наоборот, вы скорее обезопасите себя от грубых провокаций – таких, какие власть позволила себе в отношении одиночки Айгуль Махмутовой. Но если вы чувствуете за собой подлинные, реальные грехи (скажем прямо – где-то проворовались), то тогда вам, конечно, дорога в правящую партию "Единая Россия". Не потому, что там вас возьмут с восторгом, а скорее потому, что вы этим себя хотя бы чуть-чуть обезопасите от слишком рьяных прокурорских наездов (в этой правящей партии и так очень плохая статистика по судимостям ее членов, прокуроры об этом знают).
Учиться у русской истории
Если движение "Солидарность" хочет и расти, и выглядеть максимально респектабельно, то, по-моему, оно не должно замыкаться в одних политических акциях. Оно должно дать своим сторонникам то, в чем они особенно нуждаются – общение, просвещение, взаимопомощь. Это означает динамичную, агрессивно развивающуюся клубную систему. Дорого, я понимаю, это не дешево даже с точки зрения помещений. Но это единственно правильный и перспективный путь. Вы знаете, например, о "банкетной кампании" самого начала 20-го века, еще до японской войны? Митинги и собрания правительством были запрещены. Но разрешены были банкеты. Земское движение приняло на этих банкетах по всей России больше тысячи резолюций за отмену самодержавия, за выборы и Конституцию. Еще больший эффект был от того, какая огромная масса грамотных людей оказалась вовлеченной земцами в политический процесс.
Движение в идеале должно быть и клубом интересных встреч, и юридической консультацией, и лекционным залом, и кассой взаимопомощи. Самая важная ближайшая задача – выйти за рамки старого партийного актива, привлечь и сплотить новых людей, причем не только самых молодых, но и в возрасте, и – что особенно важно – настоящих (имею в виду, что в этот раз среди новичков должно быть не более десяти процентов стукачей). Обеспечить это можно только активным привлечением участников через проведение на базе движения культурных и просветительских мероприятий, интересных порядочным людям. Если задачу привлечения участников решать в пассивно-телефонном режиме ожидания, то процент стукачей будет много выше. Решение поставленных задач реально. Интеллигенция разобщена. Ученые разобщены. Люди культуры – и те разобщены. Помогите им найти друг друга, помогите найти себе интересных единомышленников, дайте им то, чем они сегодня в дебильном обществе обделены, заполните их время живой жизнью, и они станут считать движение своим. Например, ученых и студентов где-нибудь в Питере вы привлечете, если на базе движения организуете в этом городе регулярные научные чтения на общеактуальные темы по образцу тех прекрасных семинаров и обсуждений, которые в московском клубе "Билингва" проводит сайт Полит.Ru. Еще важно понять, что новых людей нельзя сразу и внезапно пугать накалом политических лозунгов. Не то, чтобы люди боялись политики. Но они могут бояться потерять свою работу – вовлеките их, не пугая, дайте им привыкнуть. Еще напомню, что польская "Солидарность" была профсоюзом. Это значит, что она выводила людей на борьбу не за абстрактные идеалы, а за конкретные права и за интересы конкретных людей, и кроме борьбы там было еще много чего хорошего – от взаимопомощи до совместного пива.
Повторюсь: очень важно параллельное развитие акцентов в деятельности движения "Солидарность" не только на политической, но и на культурно-просветительской работе, на дискуссиях, на клубных встречах без избыточной политической назойливости. Важно, чтобы не боялись приходить новые люди, а пришедшие – не уставали. Все хорошо в меру. Иногда в место митингов лучше просто провести концерт или вечер анекдотов в большом зале под эгидой "Солидарности". Усиление таких направлений работы очень важно тем, что расширяет круг вовлеченных и сплачивает людей, а коррумпированной власти затрудняет усилия по "втыканию палок в колеса" движению и по его компрометации и делегализации. Если вы что-то не поняли в моем здешнем "экономизме", вспомните историю России за 1901-1906 годы, а потом за 1911-1913 годы. И там, и там в практике подъема с нуля массовых политических движений и партий обнаруживается масса ценного практического опыта, который нам с вами сегодня предстоит мучительно долго заново осваивать. Им было проще, и они были лучше. А нам зато деваться некуда.
Еще не все умные люди разбежались из страны. Некоторые могут вернуться из кухонной московской и питерской эмиграции. Дайте всем нам и стране шанс.
Вы можете оставить свои комментарии здесь