Несколько раз мне довелось отдыхать в Турции. Поразил контраст между обустроенностью туристических зон и запущенностью всего остального. Создавалось ощущение, что на пропыленной, разогретой палящим солнцем земле, среди серых шлакобетонных сельских домишек и бесконечных унылых рядов сельскохозяйственных культур, опекаемых закутанными до глаз местными женщинами, кто-то расставил благоухающие горшки с цветами отелей, орошаемыми прохладной водой и овеваемые терпким морским бризом.
Честно говоря, тогда мне показалось, что вся Турция похожа на это прибрежное противоборство роскоши и убогости, причем последняя явно преобладает. Как потом выяснилось, я сильно ошибался. Как, впрочем, и во многом другом, что имеет отношение к Турции. Взять, например, последние события, связанные с решением Конституционного суда этой страны в отношении отмены правительством Турции запрета на ношение хиджабов в высших учебных заведениях. Конституционный суд признал незаконной инициативу правительства и постановил оставить запрет на ношение хиджабов в ВУЗах в силе.
Это решение суда не стоило бы упоминания, если бы не последствия, связанные с ним. Так, главный прокурор высшего апелляционного суда Турции Абдуррахман Яльчинкай настаивает теперь на запрете деятельности партии власти и отстранении от политической деятельности президента Турции Абдуллы Гюля и премьера Реджепа Эрдогана, которые являются лидерами этой партии. Мало того, он требует отстранить от политической деятельности сроком на пять еще более семидесяти (!!!) представителей руководства Партии справедливости и развития.
Восьмидесятимиллионная страна, вызывающая глухую настороженность у европейцев своим желанием стать исламской частью европейского христианского сообщества, демонстрирует потрясающую политическую зрелость. В то время как в Берлине президент России Дмитрий Медведев лишь говорит о необходимости возвращения на российские просторы приоритета права, об укреплении независимости российских судов, о совершенствовании деятельности прокуратуры и тому подобное, Турция в режиме on-line показывает пример эффективного функционирования и судейской, и прокурорской систем страны.
Понятно, что за сторонниками светского пути развития стоит армия. Но и это показатель определенного уровня демократического состояния государства и общества. Если армия вместо того, чтобы бесследно и безрезультатно съедать бюджетные деньги, плакаться по поводу очередного недобора призывников или вести изнурительные внутриведомственные разборки, стоит, в том числе, и на страже светской конституции страны – можно только позавидовать турецким гражданам.
Ну, как тут не провести сравнение с разворачивающейся прямо сейчас интригой по поводу привлечения экс-президента России Владимира Путина к уголовной ответственности в связи с бесланской трагедией 2004 года!? Особенно если учесть, что проблема разрешения или запрета на ношение хиджабов не идет ни в какое сравнение с тем кошмаром, который постиг Беслан и его жителей четыре года назад. И у меня складывается такое ощущение, что случись, не дай Бог, что-нибудь подобное в Турции, ни президент этой страны, ни премьер-министр не проработали бы в своих должностях и недели после столь бездарно проведенной операции по спасению заложников, которая больше походила на их уничтожение. А партия власти перестала бы быть таковой в связи с ее неумолимым роспуском.
Конечно, можно говорить о том, что в Турции внедряется не «суверенная» демократия, что страна пытается «выслужиться» перед Западом и вопреки традициям ломает себя в угоду чуждым ей либеральным ценностям. Но какое это имеет отношение к личной гражданской позиции судей, принимавших соответствующее решение, прокурора, инициирующего на основании действующего закона запрет партии и отставку руководителей страны? Могу допустить, что соответствующие нормы и турецкой конституции, и турецких законов, предусматривающие запрет проштрафившихся партий и отставку высших должностных лиц государства, приняты под влиянием европейского сообщества. Возможно даже, что они не легли, что называется, на душу сторонникам фундаментального ислама. Но эти законы работают! И тем самым дают населению уверенность в том, что право в стране существует, и что ему подчиняются все – от простого крестьянина, до самого президента.
Хочется обратиться к Дмитрию Анатольевичу Медведеву, как к инициатору идеи возрождения роли Закона в жизни страны. Уважаемый господин президент. Давайте попробуем при восстановлении российской правовой системы в борьбе с правовым нигилизмом взять пример хотя бы с Турции. И начать с того, что отменить иммунитет для высших должностных лиц страны после оставления ими занимаемых должностей. Особенно, если они переходят на другие уровни государственной службы.
Давайте изменим законы, действующие нормы которых в отношении первых лиц государства и правящей партии не могут быть выполнены, даже при участии профессионалов и наличии достаточного количества финансовых ресурсов. Я имею в виду законы о партиях, референдуме, гарантиях президенту, выборах и другие.
Давайте начнем с того, что законодательно обеспечим РЕАЛЬНЫЕ МЕХАНИЗМЫ влияния общества на власть, а не наоборот.
Давайте, наконец, сделаем законы справедливыми, построенными на соблюдении баланса политических, экономических, социальных интересов отдельных групп общества, баланса взаимоотношений общества и государства, баланса сил между ветвями государственной власти. И тогда правовой нигилизм, который Вас так беспокоит, начнет уступать место законопослушанию. Медленно, но верно.
Неужели это противоречит идее национального суверенитета и традиционным российским ценностям? Неужели это все лишь «слепое заискивание» перед Западом? Тогда что же такое путинский путь? В чем его принципиальное отличие от ценностей западной демократии? Расскажите нам, как Вы намереваетесь заставить граждан страны уважать Закон, который не уважает их Право?
Однако, боюсь, что мое обращение к господину Медведеву всего лишь глас вопиющего в пустыне. И при нынешнем положении дел на российском властном Олимпе правильнее будет поехать в Турцию. Осваивать азы реальной демократии.
Вы можете оставить свои комментарии здесь