В начале ноября Генеральная прокуратура сообщила прессе, что собирается отправить в Госдуму законопроект, значительно урезающий полномочия недавно образованного Следственного комитета. В частности, Генпрокуратура предлагает вывести из-под контроля новой структуры все уголовные дела по преступлениям небольшой и средней тяжести и передать их в другие ведомства: милицию, таможню, наркоконтроль, службу судебных приставов, ФСБ, ФСО и службу внешней разведки. Совершенно ясно, что данный законопроект подготовлен с целью расширения функций Генпрокуратуры, которые после создания Следственного комитета значительно сузились. Налицо конфликт между двумя силовыми структурами, вышедший из кабинетов на страницы газет.
Между прочим, Генеральная прокуратура с самого начала считала учреждение Следственного комитета неконституционным. Дело в том, что сотрудники этого нового органа получили право возбуждать уголовные дела без санкции прокуратуры у которой осталась лишь функция надзора за соблюдением законности. Кроме того, руководитель Следственного комитета, формально имеющий статус заместителя генпрокурора, согласно новому положению будет предлагаться для утверждения Совету Федерации не своим непосредственным начальником, а президентом. (Нынешний руководитель Следственного комитета Александр Бастрыкин – однокашник Путина по Ленинградскому университету.)
Получается, что по отношению к Генеральной прокуратуре Конституция нарушена дважды. В первом случае, нарушением было само создание Следственного комитета. (По Конституции Генпрокуратура — единый централизованный аппарат с ясно прописанной иерархией и системой подчинения нижестоящих инстанций вышестоящим.) Во втором случае, нарушенными оказались права самого генерального прокурора. Согласно основному закону страны, именно он должен предлагать Совету Федерации кандидатуру своего заместителя. Теперь это право присвоил себе президент. Не удивительно, что после создания Следственного комитета многие эксперты заговорили о возможной ликвидации в недалеком будущем самого института Генеральной прокуратуры. В качестве возможных вариантов обсуждаются передача функции общего надзора за следствием в ведение Минюста и создание федеральной службы гособвинителей. Естественно, "прокурорские" в этой тревожной для себя ситуации проявляют активность и составляют выгодные для своего ведомства законопроекты. Они искренне взволнованы, ведь их структура, столь долгое время пользовавшая самыми разными привилегиями, вдруг оказалась резко потесненной. За два месяца работы Следственного комитета в Генеральную прокуратуру не поступило для утверждения ни одного уголовного дела.
Мир чиновников темен и жесток. За внешним парадным фасадом скрывается нескончаемая борьба честолюбий и интересов. Когда эта борьба становится открытой, ее участником оказывается и народ. Наглядный тому пример — наши соседи – Грузия и Украина. В государствах с более богатым опытом буржуазной демократии, бюрократическим элитам обычно удается решить свои внутренние проблемы, не доводя массы до экзальтации. Однако там существует хорошо отлаженный механизм выборов Совсем иначе обстоят дела в сегодняшней России. Все усилия власти здесь направлены на то, чтобы стать безответственной перед обществом. Именно поэтому российская бюрократия тщательно пытается скрывать раздирающие ее конфликты. А поводов для конфликтов в такой богатой стране как наша у правящих групп очень много.
По объективным причинам, первым в поле общественного внимания попал конфликт так называемых силовиков. Это вполне закономерно, поскольку силовые ведомства — опора путинского режима. И борьба за сферы влияния ведется между ними особенно жестко. Аналитики "кремленологи" считают, что скрытая война идет между двумя группами. На одной стороне: ФСБ, Следственный комитет, Минюст и некоторые кланы в МВД. На противоположной стороне: Госнаркоконтроль, ФСО и служба безопасности президента. По всей видимости к этому лагерю теперь можно отнести и Генеральную прокуратуру. Владимир Путин балансирует между этими группами, но сдержать их противостояние, вероятно, не в силах. Президент критически оценивает статью Виктора Черкесова о коррупции в спецслужбах и почти одновременно назначает его главой нового суперведомства. Типичный образец тактики "и нашим, и вашим".
Несмотря на то, что силовики претендуют на некий особый статус закрытого ордена со своей идеологией, никаких принципиальных ментальных расхождений со "штатской" частью элиты у них не существует. Патрушевы и Абрамовичи одинаково нацелены на безграничное стяжательство. Людям, болеющим за Россию, разговаривать с ними не о чем.
Вы можете оставить свои комментарии здесь