Эта проблема в значительной мере относится и к конференциям "Другой России" 2006 и 2007 годов. Единственный реальный способ преодолеть этот кризис легитимности – создание системы регионального делегирования. Ясно, что быстро добиться безупречности конструкции на этом пути практически невозможно, поскольку проблема "стихийных списков" будет воспроизводиться на региональном и местном уровне. Однако решать вопрос на уровне "аппарата" или путем "соглашения лидеров" – это хуже, чем бессмыслица, потому что создает лишь видимость решения. Достаточно очевидно, что легитимность федерального съезда избранных в регионах делегатов значительно выше легитимности собрания нескольких федеральных лидеров.
Решение этой проблемы особенно актуально именно сейчас, в предвыборный период, – когда недовольная режимом часть общества ждет от нас ясной позиции по парламентским и, особенно, по президентским выборам.
Одним из главных итогов второй конференции "Другая Россия" стало обсуждение процедуры избрания единого оппозиционного кандидата в президенты на выборах 2008 года. После предварительного согласования этой процедуры оргкомитетом конференции, ее основные этапы изложил в своем выступлении член Федерального совета ОГФ Александр Осовцов.
План, предложенный Осовцовым, как раз подразумевает опору на региональные конференции, которые должны состояться в ближайшие два месяца.
Технически это означает, что в ближайшие дни будут сформированы оргкомитеты региональных конференций. Перед ними ставится задача добиться максимально широкого представительства оппозиционных сил (направить приглашения к участию в конференции региональным отделениям политических партий, общественных, правозащитных, профсоюзных организаций и так далее), а также информировать о конференции граждан, не состоящих в партиях и движениях, и организовать их регистрацию в качестве участников конференции. Федеральный оргкомитет уже согласовал минимальный список организаций, в которые будут направлены приглашения: КПРФ, "Яблоко", СПС, РПР, РКРП, "Зеленая Россия", РНДС, Комитет Солдатских матерей, Союз Координационных Советов, Московская Хельсинкская группа, профсоюзы, не входящие в ФНПР. Этот список, несомненно, может и должен быть расширен – как на федеральном уровне, так и с учетом региональной специфики.
Другие необходимые элементы региональных конференций – обеспечение участия в них представителям СМИ и независимым наблюдателям, а также информационная открытость на всех этапах. В каком-то смысле, речь идет об идеальной модели федеральной выборной процедуры – или, вернее, о ее прототипе, если учесть те ограничения, которые накладывают на нас скромный бюджет и фактор времени.
Что является приоритетом – создание представительной структуры само по себе (эту мысль на конференции высказал Андрей Илларионов) или проведение широкого демократического голосования по актуальной повестке дня (как это предложил Александр Осовцов)? Как ни парадоксально, здесь нет жесткого противоречия. Обладающий легитимностью съезд в состоянии и вправе самостоятельно определять свою повестку. Если, к примеру, на момент его проведения большинство делегатов сочтет, что избрание единого оппозиционного кандидата в президенты не имеет смысла (уже, пока, вообще никогда), то оно попросту не состоится.
А пока что региональным конференциям предстоит решить три главных вопроса: обсудить, кто из кандидатов в единые оппозиционные кандидаты имеет больше шансов на президентских выборах, избрать делегатов на общероссийский съезд и, также голосованием, сформировать свою часть списка кандидатов в Государственную думу от "Другой России". Последнее предложено Эдуардом Лимоновым как активная форма бойкота парламентских выборов (ни у кого нет иллюзий, что этот список может быть зарегистрирован ЦИКом). Съезд предполагается провести в Москве в конце сентября. 400 делегатских мандатов распределит Федеральный оргкомитет по квотам организаций и персональным приглашениям и еще не менее 400 (до 600) делегатов будет избрано региональными конференциями. Неопределенность последней цифры связана с тем, что пока неясно, в скольких и каких именно регионах удастся провести конференции. Так или иначе, региональное квотирование будет осуществляться по критерию количества избирателей в регионе.
Решить все эти задачи в короткий срок – задача чрезвычайно трудная и, во всяком случае, требующая регламентирования работы региональных оргкомитетов на федеральном уровне. Например, приглашения партиям и организациям должны быть направлены по единому списку, выборы делегатов должны происходить по единой процедуре и так далее. Обеспечить такую координацию могут лишь организации, которые уже имеют федеральную структуру. Де-факто на сегодняшний день в "Другую Россию" входят сторонники Эдуарда Лимонова, ОГФ, АКМ, "Оборона" и "Смена". Их представители и сформировали Федеральный оргкомитет. Критиковать это действие как "самозванство" бессмысленно, поскольку в "Другой России" пока есть только представительство по линии "политических организаций", и оргкомитет как раз намерен создать значительно более демократическую и легитимную систему регионального представительства.
Персональный состав оргкомитета окончательно не утвержден по двум причинам. Во-первых, представительство в нем перечисленных выше организаций едва ли может быть равным – просто в силу объективной разницы в размерах и возможностях. Во-вторых, может оказаться целесообразным кооптировать в оргкомитет политиков и общественных деятелей, которые представляют другие организации или выступают в персональном качестве.
Разумеется, весь этот план содержит немало слабых мест. Например, неукоснительное соблюдение принципа открытой регистрации участников региональных конференций связано с риском их рейдерского захвата прокремлевскими молодежными организациями. На мой взгляд, впрочем, этот риск практически очень невелик – больше опасности я вижу в том, что под этим предлогом региональные оргкомитеты будут ограничивать доступ на свои конференции по субъективным мотивам. Кроме того, в наиболее населенных регионах – прежде всего, в Москве и в Санкт-Петербурге – могут возникнуть технические проблемы из-за слишком большого числа потенциальных участников.
Однако не делать ничего или погрязнуть в бесконечных предварительных спорах по процедурным вопросам – это плохие альтернативы. Серьезный кризис демократических институтов в России и нарастание политической напряженности в предвыборный период требуют от нас немедленных действий по созданию механизма принятия и осуществления решений. Мы потеряли очень много времени – но шанс еще есть.
Вы можете оставить свои комментарии здесь