Президент считает, что подзаконные акты, излишне "забюрократизированные и обременительные", затрудняют работу НКО. "Когда чиновники берутся за дело, они думают, чтобы им самим было комфортно, а не потребителям услуг", - подчеркнул Путин.
Однако он отметил, что "непреодолимых препятствий нет", если все-таки регистрация российских и иностранных неправительственных организаций происходит без серьезных проблем.
Председатель Совета по правам человека Элла Памфилова сообщила, что Совет ввел мониторинг реализации закона об НКО. "У нас нет сведений о том, что российские организации пострадали от введения этого закона. Регистрация зарубежных некоммерческих организаций также прошла без сильных эксцессов", - сказала она.
Памфилова считает, что пока рано говорить о внесении каких-либо поправок в этот закон, подвергнув критике только подзаконные акты к закону об НКО. "Подзаконные акты невероятно громоздки и сложны, их нужно существенно переработать", - подчеркнула она.
Федеральный закон о некоммерческих организациях был принят в декабре 1995 года, неоднозначную реакцию вызвало введение поправок в 2006 году. Согласно внесенным изменениям, российские отделения иностранных НКО должны будут регистрироваться де-факто как российские организации, что поставит их под более жесткий финансовый и правовой контроль, а также позволит официальным властям в большей степени регулировать их действия.
В начале февраля 2006 года Совет Европы представил свое заключение о соответствии российского закона о некоммерческих общественных организациях (НКО) международным демократическим нормам. В Страсбурге считают, что закон нарушает целый ряд положений Европейской конвенции о правах человека.
Во-первых, по мнению юристов Совета Европы, контроль государственных органов над НКО, устанавливаемый законом, является чрезмерным. Закон дает компетентным органам неоправданно широкие права требовать от некоммерческих организаций предоставления любых "административных документов" и проводить регулярные проверки НКО. Во-вторых, Совет Европы отмечает дискриминацию иностранных НКО, которые находятся в худших условиях, чем российские. Так российские власти могут запретить реализацию любого проекта иностранных НКО, который будет признан "угрожающим территориальной целостности, суверенитету или национальной самобытности" России. Под этим же предлогом иностранным НКО могут отказать в регистрации.