То мэр Москвы Юрий Лужков заявляет, что столица будет взаимодействовать с Абхазией "без страхов и сомнений, как с самостоятельной государственной силой", и объявляет решение грузинских властей о выводе российских миротворцев из зоны грузино-абхазского конфликта "не имеющим юридической силы".
То министр обороны Сергей Иванов заявляет, что одна из целей учений "Кавказский рубеж" – отработать "действия, связанные с конфликтами в Южной Осетии и Абхазии", поскольку "вероятность такого развития событий велика".
То, наконец, еще более выдающийся государственный деятель современности – президент Северной Осетии Теймураз Мамсуров заявляет, что "в случае агрессии со стороны Грузии в Южную Осетию войдут российские войска, чтобы защитить граждан РФ и помочь миротворцам", и полагает для Грузии "самым рациональным выходом в сложившейся ситуации признание независимости Южной Осетии".
И он же высказывает "мысль о том, что Грузия не состоялась как государство, поскольку денежная единица работает на двух третях территории, конституция действует на двух третях страны, а армия живет по уставам чужого государства". Заметим: по факту, основной денежной единицей страны, где живет г-н Мамсуров, является американский доллар, конституция не действует на подавляющей части ее территории, а то, что армия живет вообще без уставов, доказывается широчайшим распространением термина "неуставные отношения" – но это так, к слову…
Понятно, что в путинской России все трое указанных политиков даже и рот не посмели бы раскрыть на эту тему, не имей они на сей счет высочайшего покровительства. Понятно, что после духоподъемного заявления Путина на январской пресс-конференции "если кто-то считает, что Косову можно предоставить полную государственную независимость, то тогда почему мы должны отказывать в этом абхазам или южным осетинам?", придворная челядь всех рангов осмелела и поняла "Можно!". Понятно, что курс на разжигание сепаратизма в Абхазии и Южной Осетии взят давно, всерьез и надолго – а все заявления о признании территориальной целостности Грузии есть не более чем дипломатическая маскировка. Но все же, настолько откровенных заявлений не было давно.
Трудно ли представить себе, как отреагировало бы российское руководство, если бы, скажем, мэр Парижа заявил, что будет взаимодействовать с Чечней времен Масхадова, как самостоятельным государством, или объявлял какие-либо решения российской власти не имеющими юридической силы? Если бы, скажем, министр обороны Турции объяснял бы, что учения турецкой армии вблизи российских границ имеют целью отработать действия, связанные с конфликтом в Дагестане или Карачаево-Черкессии? Если бы, скажем, губернатор какого-нибудь из американских штатов требовал от России признать независимость Чечни, и заявлял бы, что Россия не состоялась, как государство? Думается, недели две-три все российские СМИ только и обсуждали эту неслыханную наглость, а уровень истерики в российском МИДе достиг бы исторического максимума…
В "зеркальном" же случае – все это не только можно, но и нужно. Стоит лишь посмотреть программы федеральных телеканалов, транслирующие нам "государственную позицию", и станет абсолютно ясно, в чем она заключается. Лейтмотив прост: Россия де-факто (хотя и не де-юре) не признает ни Абхазию, ни Южную Осетию частью суверенного и сопредельного нам государства.
Отношения с Грузией скверные, страна маленькая, защититься в случае чего не сможет – отчего же не вести себя именно таким образом?
Отчего же не заявлять время от времени о праве абхазов и осетин на самоопределение?
Отчего же не предоставить подавляющему большинству жителей этих регионов российское гражданство, чтобы впоследствии иметь повод для заявлений о необходимости их "защищать"? (Кстати, как бы мы отреагировали на предоставление чеченцам или ингушам гражданства Грузии?).
Расставим акценты: и жители Абхазии, и жители Южной Осетии должны сами решать свою судьбу. И если, скажем, Абхазия не желает жить вместе с Грузией – она имеет на это полное право. Точно так же, как Южная Осетия имеет право объединиться с Северной. Но, во-первых, для реализации этого права существуют цивилизованные процедуры. "Разводились" же Чехия со Словакией, или Сербия с Черногорией – без всяких "силовых" акций. А во-вторых, если Россия ставит право на самоопределение выше, чем принцип территориальной целостности – она должна придерживаться такой же логики во всех случаях. Начиная с Чечни, и заканчивая любой из северокавказских или иных республик, если они вдруг захотят с нами "развестись".
Как хорошо известно, российское руководство предпочитает другую логику – логику двойных стандартов. И то, что по одну сторону российской границы считается мятежом и жестоко карается, по другую сторону считается законной борьбой за самоопределение. Те, кто по одну сторону границы называются главарями незаконным вооруженных формирований, по другую сторону границы именуются генералами и министрами. Те, кто по одну сторону границы считаются "так называемыми президентами", по другую сторону границы мгновенно избавляются от кавычек. Надо ли уточнять, какие определения существуют по "эту" сторону границы, а какие - по "ту"?
Возможно, попытка ввода грузинских войск в Южную Осетию или Абхазию действительно будет являться агрессией. Но в таком случае, агрессией являлись и являются 12-летние действия российской армии в Чечне. Если же операция в Чечне – это лишь "восстановление конституционного порядка", то Грузия имеет полное право восстановить его и на своей территории – в том числе, и на тех ее частях, которые российская пропаганда давно уже описывает, как российские протектораты.
Если независимость Абхазии или слияние двух Осетий станет результатом цивилизованных и признанных мировым сообществом процедур – это можно будет только приветствовать.
Но если (а все идет к тому) произойдет российская аннексия Южной Осетии и Абхазии – под демагогическим предлогом "защиты российских граждан" или "по просьбе руководства" этих регионов, - будет создан опаснейший прецедент перекройки границ по праву сильного.
Что же, тем, кто решит порадоваться праву сильной России отнять часть территории у слабой Грузии, следует помнить: рано или поздно найдется страна, которая организует такую же "перекройку" самой России. И по такому же праву сильного. А жаловаться будет некому – и незачем.
Судя по последним словам и делам, на Кавказе Россия вплотную подошла к опасной черте.
Нельзя допустить, чтобы она ее перешла.