По-прежнему, парламентское расследование не может проводиться в отношении президента Владимира Путина. Парламенту нельзя также расследовать деятельность суда, органов следствия и дознания, которая осуществляется ими в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством. Предметом парламентского расследования "не может быть установление виновности конкретных лиц в совершении преступления", то есть парламентарии не могут подменять собой судебную систему.
Согласно документу, предметом парламентского расследования могут быть факты "грубого или массового нарушения гарантированных Конституцией России прав и свобод человека и гражданина, обстоятельства, связанные с возникновением чрезвычайных ситуаций техногенного характера и их последствия".
Есть в законопроекте и некоторые положительные перемены по сравнению с текстом первого чтения. С инициативой о возбуждении парламентского расследования сможет выступить группа численностью не менее одной пятой (ранее - одной третьей) от общего числе членов Совета Федерации или депутатов Госдумы.
Право внесения инициативы о проведении парламентского расследования предоставлено Уполномоченному по правам человека в Россиb. Направленный президенту и российскому правительству итоговый доклад по результатам парламентского расследования будет подлежать обязательному рассмотрению на заседании правительства в 30-дневный срок. По итогам рассмотрения правительство незамедлительно должно уведомить палаты Федерального Собрания.
Таким образом, предложенный президентом в его законопроекте механизм парламентского расследования не претерпел во втором чтении существенных изменений и остался во многом декоративной ширмой.