Как известно национальных проектов президент предложил четыре. Национальный проект в сфере сельского хозяйства направлен на преодоление демографического кризиса в отрасли, на борьбу с бедностью, создание современного конкурентоспособного сельхозпроизводства, на развитие животноводства, а также на стимулирование развития малых форм агробизнеса.
Национальный проект в сфере образования предусматривает создание новых вузов и бизнесшкол, выделение грантов как учебным заведениям, так и отдельным талантливым студентам и аспирантам. Также этот проект содержит меры по дополнительному образованию военнослужащих.
Национальный проект "Доступное жилье" предполагает к 2010 году увеличить объемы жилищного строительства в 2 раза до 80 млн кв. метров в 2010 году, предполагается увеличение объемов ипотечного кредитования в 20 раз, а также доведение выдачи ипотечных кредитов до 1 млн в 2010 году. Проект также, по задумке авторов, должен снизить среднее время нахождения в очереди на улучшение жилищных условий с 20 до 7 лет.
Национальный проект в сфере здравоохранения предусматривает повышение приоритетности первичной медико-санитарной помощи. Это, в свою очередь, предусматривает переход на новые формы оплаты труда врачей, введение системы материального стимулирования медработников по конечным результатам деятельности. Речь идет о врачах общей (семейной) практики, участковых терапевтах, участковых педиатрах и их медицинских сестрах. Денежные выплаты будут производиться с учетом объема и качества оказываемой медицинской помощи.
На все эти масштабные задачи в бюджете 2006 года заложено 116 миллиардов рублей. То есть около 4 млрд долларов. Напомним, что размер Стабилизационного фонда к концу этого года должен составить 1,4 трлн рублей (50 млрд долларов), а к концу следующего значительно превысить 2 трлн рублей (70 млрд долларов). При этом и в текущем, и в следующем году, размер профицита федерального бюджета ожидается на уровне в несколько сот миллиардов рублей. На фоне этих цифр 116 миллиардов выглядят просто жалко. Однако эксперты опасаются, что даже эти деньги, скорее всего, не дадут желаемого эффекта и национальные проекты ждет фиаско.
Проблема в том, что практически все проекты – это расходные статьи бюджета. Отдача от них может быть только в отдаленной перспективе и то при условии, что все будет реализовано как надо, а не "как всегда". Иными словами, власть пользуется избытком нефтедолларов и делает себе хорошее лицо при плохой игре. Так происходит перед каждыми выборами, когда народ пытаются задобрить, подкормить, дать что-то сверхплана. Сейчас для этого есть все возможности. Но чем это обернется для страны?
На днях в Москве закончила работу очередная миссия МВФ. Эксперты этого непопулярного в нашей стране, но весьма авторитетного международного органа, выразили крайнюю обеспокоенность бюджетной политикой правительства. "Бюджетная политика, которой правительство России придерживается с 2003 года, не способствует увеличению совокупного спроса в экономике страны", - констатируют эксперты. При этом специалисты фонда отмечают, что российский бюджетный процесс не носит достаточно жесткого характера для того, чтобы сдерживать инфляционное воздействие на экономику высоких нефтяных доходов. Ранее примерно с такими же претензиями в адрес правительства выступила и группа российских экономистов.
Но главный посыл все же не в этом. "Исключительно высокие доходы от экспорта нефти, которые Россия начала получать в 2003 году, жестко поставили вопрос о том, развиваются ли в достаточной мере несырьевые секторы экономики, чтобы реализовать новые возможности для увеличения расходов внутри страны", - отмечается в докладе МВФ. Иными словами, сделала ли власти что-нибудь для того, чтобы избавиться от нефтяной зависимости? Ответ очевиден – нет, не сделали. Более того, они создали в стране некомфортную для ведения бизнеса атмосферу, в результате чего резко упала деловая активность и спрос предпринимателей на деньги.
При этом эксперты МВФ отмечают, что к рынкам капитала и банковскому финансированию по прежнему имеют доступ только сравнительно крупные компании, представители малого и среднего бизнеса по-прежнему в большинстве своем вынуждены полагаться на внутреннее финансирование и фонды, генерируемые внутри компании. В МВФ уверены, что снятие ограничений на кредитование подобных фирм по-прежнему остается важной задачей для страны.
Собственно об этом и твердят российские эксперты. Национальные проекты – это хорошо, говорят они, увеличение зарплат бюджетникам тоже правильно, помощь сельскому хозяйству необходима, а жилищную проблему без государства не решить. Но следующим шагом за повышением расходов, должны стать меры по стимулированию деловой и инвестиционной активности. Расходы обязательно необходимо подкреплять несырьевым ростом экономики. Если этого не сделать, то дополнительные расходы становятся фактором инфляции и прибавка к зарплатам обесценивается. Кроме того, всегда остается риск снижении доходов от экспорта энергоносителей, в результате чего упадут доходы бюджета и все повышенные соцобязательства подвиснут.
Можно, конечно, копить деньги в Стабфонде на черный день, за что агитирует министр финансов Алексей Кудрин. Но это тупик. Причем тупик, из которого выхода может не быть вовсе, даже назад вернуться не получится. Ведь вся страна ветшает и стареет, основные фонды предприятий работают десятилетиями, трубы лопаются, энергосистемы выходят из строя. Необходима тотальная модернизация. Денег же сегодня с лихвой хватит и на нацпроекты и на модернизацию. Главное все предварительно посчитать и продумать, чтобы не вышло, как с монетизацией льгот.
В новом президентском совете есть пара-тройка человек, которые могут подсказать главе государства правильный ход в экономической политике. Но велика опасность того, что министры-губернаторы просто задавят массой и все выльется в банальный распил бюджетного пирога и предвыборную пиар-кампанию. Жаль, шанс-то у страны есть. Пока еще есть.